Прецедент

Закрыть
(+375 17) 399 27 83

Precedent

Cделай трудное любимым, а любимое простым

(+375 17) 399 27 83

in English Сменить оформление

Постоянное представительство нерезидента в Республике Беларусь целях налогообложения

2011.10.15

Налогообложение доходов иностранной организации от деятельности на территории Республики Беларусь, регулируется положениями Налогового кодекса Республики Беларусь и зависит от степени присутствия иностранной компании, т.е. от того, каким образом и на территории какого государства будут происходить поиск покупателей и заключение сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Если деятельность иностранной организации будет осуществляться через обособленное структурное подразделение (учреждение) на территории Республики Беларусь или через организацию или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени этой иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, то такая деятельность может быть рассмотрена как деятельность, осуществляемая через постоянное представительство.

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени иностранной организации и (или) в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках своей обычной деятельности.

Под обычной деятельностью понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют.

При возникновении в рамках статьи 139 Налогового кодекса Республики Беларусь постоянного представительства необходимо осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности и уплачивать налоги, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в части деятельности иностранной организации через постоянное представительство.

Прибыль иностранной организации может подлежать налогообложению в Республике Беларусь лишь в том случае, если она получена в результате деятельности иностранной организации в Республике Беларусь, образующей постоянное представительство для целей налогообложения, и лишь в той части, которая непосредственно относится к деятельности постоянного представительства. Прибыль от любой иной деятельности не является объектом налогообложения в Республике Беларусь ввиду отсутствия экономических и юридических обстоятельств, указывающих на связь между степенью присутствия иностранной организации (т.е. осуществлением предпринимательской деятельности через постоянное представительство) и доходами, полученными иностранной организацией в Республике Беларусь в результате такого присутствия. 

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)
29 декабря 2009 г. N 71-З

Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года

(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З,
от 10.01.2011 N 241-З)
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 14
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Статья 139. Постоянное представительство иностранной организации. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
1.2. организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени иностранной организации и (или) в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках своей обычной деятельности.
Под обычной деятельностью понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют.

В редакции более раннего закона:

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 декабря 1991 г. N 1330-XII

О НАЛОГАХ НА ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ
(название в ред. Закона Республики Беларусь

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ И
ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(название в ред. Закона от 31.12.2005 N 80-З)

Статья 7. Плательщики налога

3. Под постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения понимается:
а) обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь.
б) организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени иностранной организации и (или) в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках своей обычной деятельности.
Под обычной деятельностью понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют.
 

 

В соответствии с частью третьей пункта 3 статьи 7 ранее действовавшего Закона «О налогах на доходы и прибыль» не считается постоянным представительством для целей налогообложения юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на основании договора поручения, комиссии или иного аналогичного договора в соответствии с поручением иностранной организации, если такая деятельность является для названных лиц обычной (профессиональной) и осуществляемой в отношении нескольких иностранных организаций.

Вывод 1: сейчас законодатель не требует от резидента сотрудничества с несколькими иностранцами, чтобы избежать статуса постоянного представительства, а основное внимание сосредотачивает на его независимости от иностранной стороны, т.е. когда резидент действует в рамках своей обычной деятельности, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается контролю со стороны иностранной организации. 

Согласно Постановлению Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.06.2004 N 19 "О некоторых вопросах определения критериев постоянного представительства для целей налогообложения" не считается постоянным представительством для целей налогообложения юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на основании договора поручения, комиссии или иного аналогичного договора в соответствии с поручением иностранной организации, если такая деятельность является для названных лиц обычной (профессиональной) и осуществляемой в отношении нескольких иностранных организаций.

В том случае, если определение понятия "обычная деятельность" в международных соглашениях не раскрывается, его толкование следует основывать на нормах налогового законодательства Республики Беларусь, так как термин, определение которого отсутствует в международном соглашении, имеет то значение, которое ему придается законодательством государства, в котором применяются нормы данного международного соглашения. Согласно части третьей пункта 4 Инструкции N 92 обычной признается собственная деятельность юридического или физического лица (резидента Республики Беларусь), при осуществлении которой они выступают от имени или в интересах иностранных организаций и не зависят от каждой из них ни юридически, ни экономически.

Если агент действует в отношении иностранной организации не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное на заключение контрактов и представление интересов этой иностранной организации в Республике Беларусь, то такая деятельность агента образует постоянное представительство для целей налогообложения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 июня 2004 г. N 19

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ПОСТОЯННОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

9. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 7 Закона, абзацем первым подпункта 4.2 пункта 4 Инструкции N 92 под постоянным представительством иностранной организации понимается юридическое или физическое лицо (агент с зависимым статусом), осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основании договоров поручения, комиссии или аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранной организации, в том числе посредством представления ее интересов в Республике Беларусь, осуществления действий от имени иностранной организации, по ее поручению и в ее пользу.
Правовое положение агента с зависимым статусом определяется по следующим критериям:
нахождение агента в договорных отношениях с иностранной организацией для представления ее интересов и совершения в ее пользу и в ее интересах действий на территории Республики Беларусь;
систематическое использование предоставленных иностранной организацией полномочий на заключение от ее имени сделок, на согласование от ее имени существенных условий договоров;
создание правовых последствий для иностранной организации.
Нормы международных соглашений могут устанавливать другие критерии правового положения агента с зависимым статусом.
10. В соответствии с частью третьей пункта 3 статьи 7 Закона не считается постоянным представительством для целей налогообложения юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на основании договора поручения, комиссии или иного аналогичного договора в соответствии с поручением иностранной организации, если такая деятельность является для названных лиц обычной (профессиональной) и осуществляемой в отношении нескольких иностранных организаций.
В том случае, если определение понятия "обычная деятельность" в международных соглашениях не раскрывается, его толкование следует основывать на нормах налогового законодательства Республики Беларусь, так как термин, определение которого отсутствует в международном соглашении, имеет то значение, которое ему придается законодательством государства, в котором применяются нормы данного международного соглашения. Согласно части третьей пункта 4 Инструкции N 92 обычной признается собственная деятельность юридического или физического лица (резидента Республики Беларусь), при осуществлении которой они выступают от имени или в интересах иностранных организаций и не зависят от каждой из них ни юридически, ни экономически.
Если агент действует в отношении иностранной организации не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное на заключение контрактов и представление интересов этой иностранной организации в Республике Беларусь, то такая деятельность агента образует постоянное представительство для целей налогообложения.
Если иностранная организация осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через посредника (брокера, иного агента с независимым статусом, действующего на основании соответствующего договора), не уполномоченного вести переговоры и подписывать контракты от имени иностранной организации, то такая деятельность посредника не образует постоянного представительства для целей налогообложения.

 

Фактором, отражающим независимый статус агента, может являться обстоятельство, что иностранное предприятие использует специальные знания или навыки своего агента. Еще один важный фактор, который должен быть принят во внимание при определении независимого статуса агента, - это количество предприятий, представляемых одним агентом. Если агент осуществляет свою деятельность в отношении только одного иностранного лица на протяжении всего периода своего существования или в течение длительного отрезка времени, независимый статус такого агента становится менее очевидным. Однако, сам по себе этот факт нельзя признать определяющим. Во внимание должны приниматься все обстоятельства в совокупности, чтобы выяснить, создает ли такая деятельность агента автономный бизнес, осуществляемый на свой риск посредством использования собственных навыков и знаний. Однако если агент осуществляет свою деятельность в отношении целого ряда иностранных предприятий, действуя в рамках своего обычного бизнеса, такой агент, тем не менее, может быть признан зависимым, если принципалы действуют совместно и согласованно в целях контроля деятельности агента по ведению его бизнеса в свою пользу.

Вывод 2: Независимость от иностранной стороны, т.е. когда резидент действует в рамках своей обычной деятельности, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается контролю со стороны иностранной организации, достаточно проблематично доказать. Первым шагом в таком доказательстве может являться деятельность в качестве агента, посредника в отношении нескольких нерезидентов. Но это только первый шаг, скорее дополнительный шаг, но на наш взгляд, все же необходимый для доказательства независимости. А далее независимость надо доказывать тем, что нерезидент пользуется нашими компетенциями, а не руководит нами при выполнении нами функции посредника между белорусским резидентом (юридическим или физическим лицом) и нерезидентом.

 


Все статьи

«Прецедент» — первая компания в Минске, предложившая своим клиентам полный спектр бухгалтерских услуг, а также юридическое и аудиторское сопровождение бизнеса