(+375 17) 399 27 83
Законом Республики Беларусь от 10.01.2011 № 241-З (дата вступления в силу – 31.01.2011) внесены изменения в ст. 10 Гражданского кодекса, которые устанавливают обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих между субъектами хозяйствования (юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями)
Согласно ст. 10 ГК досудебный порядок должен касается очень широкого круга требований без всяких изъятий.
«До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором.»
В развитие этого положения Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принял постановление от 17.05.2011 №6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции», которым определил, что
«11. Соблюдение претензионного порядка не требуется:
В связи с тем что приведенный перечень не является исчерпывающим, хозяйственный суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдения сторонами претензионного порядка.»
Таким образом в договорах купли-продажи (поставки)товара, выполнения работ, оказания услуг и другие, стороны обязаны согласовать вопрос требуется или нет претензионный порядок в случае спора по договору и, если требуется, то условия и порядок предъявления претензии.
Предлагает следующий вариант формулировки такого условия:
«Споры и разногласия, не разрешенные Сторонами путем переговоров, передаются на рассмотрение хозяйственного суда г. Минска только после предъявления претензии другой стороне, оформленной в соответствии с п.2 Приложения «Претензионный порядок урегулирования спора» ХПК РБ.
Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и направить ответ на претензию в 5-дневный срок с момента ее получения.
При неполучении ответа на претензию в установленный срок. Досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным и заявитель имеет право на обращение с иском в хозяйственный суд.
Претензия и ответ на претензию должны быть направлены соответствующей стороне в надлежащий адрес заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручены под роспись».
«Прецедент» — первая компания в Минске, предложившая своим клиентам полный спектр бухгалтерских услуг, а также юридическое и аудиторское сопровождение бизнеса